Ламаистский храм

Справка

Постройка Юнхэгуна началась в 1694 при династии Цин. Первоначально здесь располагалась резиденция дворцовых евнухов. Затем дворец стал официальной резиденцией Иньчжэня, 4-го сына императора. Когда он вступил на престол в 1722 и стал править под девизом «Юнчжэн», то половина зданий была передана под ламаистский монастырь, а другая стала императорским дворцом, который назвали Юнхэгун, что значит «Дворец Гармонии и Мира». Кроме того, название можно перевести как «Юн[чжэн], ставший правителем».

  • В Китае, а также странах, где получила распространение китайская культура (Вьетнам, Корея, Япония), при избрании на престол император принимал девиз правления, выражающий определенный благой принцип. Девиз правления обычно состоял из двух иероглифов. Императоры часто известны именно под своим девизом правления. Так, Канси («Процветающее и лучезарное») — девиз правления цинского императора Сюанье. Девизы использовались как средство летосчисления: например, «Первый год правления под девизом Канси». При неблагоприятных обстоятельствах девиз правления мог быть изменен. Девизы правления в Китае существовали с 140 г. до н.э. по 1912 год, когда была свергнута монархия.

После смерти Юнчжэна в 1735 году, его гроб был помещён в храм. Наследник Юнчжэна, правивший под девизом «Цяньлун», присвоил храму имперский статус, заменив его жёлтую вывеску, на вывеску из «императорских» бирюзовых пластин*. С этих пор раз в год императоры проводили здесь церемонию поминовения предков, а монастырь стал административным центром и пристанищем для множества монахов из Монголии и Тибета.

В годы Культурной революции (1966-1976) лишь вмешательство премьер-министра КНР Чжоу Эньлая (1898-1976) спасло монастырь Юнхэгун от разрушения. В 1981 году он был снова открыт.

Арка Пайлоу

Главный вход находится с южной стороны, где располагается арка Пайлоу. Рядом с ней находится билетная касса и магазины.

За ней начинается 170-метровая аллея, получившая название Дорога императора (няньдао). Она завершается Вратами Безмятежного Спокойствия (Чжаотаймэнь, вариант перевода: Врата Ясного Мира).

Двор перед Залом Небесных Царей

Далее вы попадаете во двор перед залом Небесных Царей (Тяньвандянь, Зал Девараджа). Зал Небесных Царей присутствует во всех китайских буддийских монастырях.

Перед храмом стоят курильницы, над которыми поднимается ароматный дым.

Кроме того, в этом дворе еще четыре строения: Колокольная (с востока) и Барабанная (с запада) башни, Западный и Восточный павильоны табличек, где изложена история монастыря.

Восточный павильон табличек

Зал Небесных Царей прежде служил входом в монастырь, и поэтому у него существует и другое название — Врата Гармонии, или Врата Мира и Согласия (Юнхэмэнь). В центре зала установлена статуя улыбающегося пузатого будды Майтрейи (Милэ), окруженного сандаловыми пагодами с маленькими статуэтками будд (символ долголетия).

Вдоль западной и восточной стен находятся по две фигуры Небесных Царей — покровителей сторон света, охранителей буддизма. С обратной стороны Зала Небесных Царей находится сандаловая статуя бодхисаттвы Сканды (Вэйто пуса), одного из защитников буддизма.

Бронзовый лев у входа в зал (с другой стороны сидит львица)

Пройдя через Зал Небесных Царей (залы, стоящие по центральной оси, имеют проход), вы оказываетесь в следующем дворе, центральном в монастыре. Здесь есть несколько интересных объектов. Например, четырёхметровая бронзовая курильница (тунсянлу), отлитая в 1742 году.

Бронзовая курильница

Дальше возвышается Павильон императорской стелы (Павильон с четырьмя эпиграфиями), в центре которого императором Цяньлуном в 1792 году были высечены «слова ламы» на маньчжурском, китайском, тибетском и монгольском языках.

Павильон императорской стелы (справа) и Гора Суперу (слева)

За Павильоном императорской стелы, перед Залом Гармонии и Мира, установлена бронзовая скульптура эпохи Мин — Гора Сумеру (Сюймишань), символизирующая буддийское Троемирие (рай, земной мир, ад).

В Зале Гармонии и Мира (Юнхэгундянь), втором важнейшем храме монастыря, установлены статуи будд Трех времен: слева направо — Дипанкара (Будда прошлого), Шакьямуни (Будда настоящего), Майтрея (Будда будущего). Перед статуей Шакьямуни склонились фигуры двух его учеников — Ананды и Махакашьяпы. Вдоль стен стоят статуи 18 архатов.

Далее следует Зал вечного благословения (Юнъюдянь). Здесь некогда жил принц Юнчжэнь, а после смерти стоял гроб с его телом. Его тематика связана с медициной и долголетием. Здесь установлены сандаловые статуи трех будд (слева направо): Симхананда (Рычащий как лев Будда, который проповедует буддизм и грозит злым духам), Амитаюс (Будда Долголетия) и Бхайшаджьягуру (Будда медицины, покровитель медицины и лекарств).

За Залом Вечного Благословения — Зал Колеса Закона (Фалуньдянь), который украшен пятью позолоченными пагодами. Здесь проводят службы, читают священные книги. В центре зала находится 6-метровая золоченая статуя Цонкапы (1357—1419), основателя тибетской школы Гелуг-па.

Зал Колеса Закона

Следующий зал — Павильон Десяти тысяч радостей (Ваньфугэ), или Башня Великого Будды. Здесь находится 26-метровая сандаловая статуя Будды Майтрейи. Причем она на 8 метров вкопана в землю, а над землей возвышается на 18 метров.Эта статуя включена в Книгу рекордов Гиннеса в 1993 году (и она действительно классная).

Статуя Будды Майтрейи

* Сложность этого раздела состоит в том, что источников море, но все они рассказывают одну историю с довольно-таки разными деталями. Например, один источник утверждает, что жёлтая черепица на крыше - это символ императорского статуса (и храму Юнхэгун его присвоили примерно в 1736 году, после восхождения на престол императора Цяньлуна; тогда бирюзовую черепицу заменили на жёлтую). Другой источник (кстати, Википедия) говорит следующее:

После смерти Юнчжэна в 1735 году, его гроб был помещён в храм. Наследник Юнчжэна, правивший под девизом «Цяньлун», присвоил храму имперский статус, заменив его жёлтую вывеску на вывеску из «императорских» бирюзовых пластин. Монастырь стал административным центром и пристанищем для множества монахов из Монголии и Тибета.

То есть процесс был совершён обратный: жёлтый цвет сменили на бирюзовый, и речь идёт вообще не о крыше, а о вывеске. 

Третий источник сообщает, что:

В 1722 году император Айсиньгёро Иньчжэнь (девиз "Юнчжэн", то есть "Гармоничное и справедливое" — именно от него в одной из интерпретаций названия храма взялось «Юн») отдал половину здания тибетским монахам школы гелук, известной также как «желтая вера» — характерным атрибутом монахов являются желтые шапки. 

В общем, я действительно не знаю, кто и что на самом деле менял, потому что черепица жёлтая, а вывески синие (они отреставрированы, так что вполне могли быть бирюзовыми). Подозреваю, что те люди, которые пишут статьи в интернете, тоже истины не знают. Я сталкивалась с подобным раньше, но на данный момент больше всего несостыковок именно в описании ламаистского храма (или всё-таки монастыря?). 

Такая же сумятица в информации о стилях, в которых построен храм. Кто-то говорит, что в архитектуре присутствуют только китайские и тибетские мотивы (что логично, если всё же следовать истории из Википедии), а кто-то утверждает, что здесь, помимо вышеперечисленных, присутствуют маньчжурский и монгольский стили (что тоже имеет основания). 

Поэтому я не отвечаю за достоверность. В разделе "Справка" я просто собрала воедино имеющуюся информацию (в основном из блога путешественницы-востоковеда и Википедии). Если у вас есть надёжные источники, которые что-либо опровергают, то буду благодарна за исправления!

Впечатления

Больше всего мне понравилась статуя Будды Майтрейи. Так как внутренний зал маленький, то на неё приходится смотреть почти впритык, задрав голову. Этим объясняется наличие типовых фотографий в интернете — другого ракурса там попросту не найти.

Территория у монастыря большая, но укромных мест не так много. Здесь я впервые встретилась с процессом вознесения молитв буддистами, что представляет собой любопытное зрелище (и набор последовательных действий). Если вас интересует подобное, то советую посетить это место, а заодно и Конфуцианский храм, расположенный неподалёку.

Фотогалерея

Предыдущая запись:

Красный театр

Следующая запись:

Конфуцианский храм
comments powered by HyperComments