Конфуцианский храм

Справка

Конфуций, как многим наверняка известно, является основателем конфуцианства. Вся китайская культура в своей основе является именно конфуцианской (поэтому так любопытно наличие Ламаистского монастыря по соседству): конфуцианские нормы определяли (и в значительной степени продолжают определять) отношения между людьми, а чиновники, чтобы получить должность, сдавали государственные экзамены, заключающиеся в знании конфуцианской классики.

Храм Конфуция в Пекине — второй по величине (после храма, находящегося на родине Конфуция в Цюйфу провинции Шаньдун) из имеющихся в Китае храмов, посвящённых великому философу Конфуцию. Он был построен в 1302 году, и чиновники империи выражали в нём дань уважения Конфуцию вплоть до 1911 года. Площадь комплекса дважды увеличивалась — при династиях Мин и Цин — и в настоящее время составляет около 20 000 кв.м. Рядом с ним находится Императорская Академия (Гоцзыцзянь). Они образуют единый комплекс, пронизанный духом учености. В отличие от находящегося неподалеку ламаистского храма Юнхэгун, здесь немного людей, не курятся благовония. Вся обстановка настраивает на торжественный, возвышенный лад.

С двух сторон при входе в храм стоят стелы, где на шести языках (маньчжурском, китайском, монгольском, уйгурском, ойратском и тибетском) высечена надпись: «Все чиновники и люди должны здесь сойти с коня». (Значит ли это, что чиновники не люди?) Далее до ворот нужно было идти пешком, выражая тем самым дань почтения Первому Учителю (как называли Конфуция в Китае).

Небесная Кухня и павильон с Колодцем

Первые врата носят название «Врата Первого Учителя» (т.е. Конфуция, Сяншимэнь). Сейчас здесь расположена билетная касса. Пройдя через них, посетитель оказывается во дворе, где растут старые кипарисы. В прежние времена здесь проходили церемонии жертвоприношения. С восточной стороны расположены Небесная Кухня, павильон с Колодцем и Дом Мясника, с западной — Небесная Кладовая.

Здесь же расположены Три Павильона Каменных Табличек. Еще 11 — во втором дворе. Их устанавливали в честь важных военных и политических событий.

По четырем углам двора стоят группы каменных стел с именами студентов, успешно сдавших императорские экзамены. Всего здесь насчитывается 198 стел, на которых высечено 51624 имен с результатами экзаменов. 3 стелы относятся к эпохе Юань, 77 — к Мин, а 118 — к Цин (что успешно демонстрирует прогресс образовательной системы).

Стелы с именами студентов, сдавших экзамены

Впереди — еще одни ворота, которые называются «Врата Великого Достижения», или «Врата Полного Совершенства» (Дачэнмэнь). Перед ними возвышается статуя Конфуция.

Слева в воротах установлены копии 10 каменных барабанов, созданных в эпохи правления императоров Сюаньвана (828-782 до н.э., династия Западная Чжоу) и Цяньлуна (1736-1795, династия Цин). Справа — 24 алебарды. Почти сразу за вратами, с западной стороны, расположена Печь для сжигания жертв (Печь для сжигания шёлка).

Алебарды

На территории Храма можно увидеть старый кипарис, огороженный забором. Рассказывают, что его более 700 лет назад посадил Сюй Хэн (1209-1281), занимающий должность «совершающего возлияния жертвенного вина» (т.е. директора) в Императорской Академии.

Кипарис, различающий пороки

В эпоху Мин министр Янь Сун (1480-1567) совершал церемонию поклонения, во время которой сломанная сильным порывом ветра ветка сорвала с него черную сетчатую шляпу (отличительный знак чиновников его ранга). Человек он был не очень хороший, и потому люди посчитали, что этот кипарис может отличить добро от зла. И дали ему имя Чуцзяньбо, что значит «Кипарис, поражающий пороки», или Бяньцзяньбо: «Кипарис, различающий пороки». 

На пути к Залу Великого Достижения

С северной стороны двор замыкает огромный Зал Великого Достижения (Дачэндянь; вариант перевода: Зал Полного Совершенства), где императоры совершали церемонию поклонения Конфуцию. Здание было построено в 1302 году, затем горело и было заново отстроено в 1411 году. В 1906 году оно было расширено. Двускатная крыша покрыта глазурованной черепицей желтого цвета. Желтый цвет символичен: это цвет центра, стихии Земли, императорской власти.

Во дворе построено 11 павильонов Каменных Табличек.

У подножия Зала Полного Совершенства установлен барельеф с драконами, играющими с жемчужиной. Этот барельеф имеет важное символическое значение. Дракон — это символ императорской власти. И его нахождение здесь указывает на высокий статус храма. Кроме того, это отсылает к старой идее, популярной в эпоху Хань, согласно которой Конфуций был сыном Черного Дракона и основателем новой, скрытой Черной династии (черный цвет в китайской культуре символизирует мудрость, тайну, преображение). Жемчужина, с которой играют драконы, символизирует мудрость.

Барельеф с драконами

Зал в настоящее время превращен в музей. В центре зала — алтарь, посвященный Конфуцию. Пол в зале покрыт кирпичом золотого цвета. Потолок украшен драконьим орнаментом. Все это также свидетельствует о высочайшем статусе храма.

По обеим сторонам от алтаря установлены мемориальные таблички «Четырех Мудрецов и двенадцати философов». «Четыре Мудреца» — это четыре канонизированных последователя Конфуция (Янь Юань, Цзы Сы, Цзэн-цзы и Мэн-цзы), «двенадцать философов» — ближайшие ученики Конфуция. Таким образом, во время церемонии они также поминались и становились сопричастными ей. В настоящее время в зале экспонируются древние ритуальные предметы: барабаны, колокола и другие музыкальные инструменты, курительницы, погребальные урны, керамические ритуальные животные и др.

К западу от Зала Полного Совершенства расположены каменные стелы с выбитым на них текстом Тринадцатиканония (Шисаньцзин).

  • Тринадцатиканоние в своем нынешнем составе было сформировано в XII-XIII вв. Вплоть до начала XX века оно было основой традиционной китайской философии, науки, образования. Его знание было обязательным при сдаче государственных экзаменов для получения чиновничьей должности.

В Храме Конфуция также находятся несколько музеев, экспозиция которых рассказывает о жизни Первого Учителя и культуре его времени, а также демонстрируются изделия декоративно-прикладного искусства.

И немного об Императорской Академии

Признаюсь честно: мы понятия не имели, что началась территория Академии. Мы даже не знали, что храм с ней объединён. Это значит, что особых границ там нет: если вы изучаете храм, то так или иначе попадёте в Академию.

Дворики при храме Конфуция мне понравились больше (поэтому особо по территории Академии мы не разгуливались), но я хорошо запомнила солнечные часы. До этого я никогда не видела, чтобы часовая стрелка была тенью (или скорее наоборот). Одно дело, когда ты понимаешь теорию, но другое – это когда тень от палочки двигается просто потому, что она тень, а не механизм у тебя на запястье. Жаль только, что по сравнению с нынешним временем, эти часы спешат .

Императорская Академия (Гоцзыцзянь, досл. «Академия сыновей государства») была основана в 1306 году. Здесь готовили чиновников и до XVIII века раз в 3 года проводили государственные экзамены на соискание высшей ученой степени цзиньши (при императоре Цяньлуне экзамены были перенесены в Зал Сохраненной Гармонии в Запретном городе). Пекинская Императорская Академия была самым престижным учебным заведением Китая.

С 1949 по 2003 года в этих стенах находилась Столичная библиотека и Пекинская детская библиотека. В настоящее время здесь располагается Музей китайского образования, проводятся различные конференции. Его площадь составляет 28 тыс. кв.м.

Как и все китайские храмы и жилые постройки, помещения Академии вытянуты по оси «юг — север», на которой располагаются главные павильоны: Пиюн, Илуньтан и Цзинъитин.

С улицы Гоцзицзяньцзе в Академию можно попасть через врата Цзисяньмэнь (Врата собрания мудрецов). Далее нужно пройти через Глазурованную Мемориальную арку (Люли пайфан), сооруженную в 1783 году, в царствование императора Цяньлуна.

Глазурованная Мемориальная арка

Следующая постройка — это павильон Биюн 1784 года постройки, где император читал лекции будущим чиновникам. Павильон окружен каналом.

Павильон Биюн

По обе стороны от Биюна расположены Шесть залов (лютан), насчитывающие 33 помещения — это учебные комнаты Академии. К северу от Биюна находится Зал основ морали (Илуньтан). Первоначально здесь император читал лекции студентам, впоследствии располагалось книгохранилище Академии.

Статуя Конфуция перед Залом Основ Морали

За павильоном Илуньтан — ограда с воротами, за которыми скрывается еще одно здание: Павильон Почитания Единого (Цзинъитин) 1528 года постройки. Это было рабочее место директора Императорской Академии.

Напротив Храма Конфуция и Императорской Академии находятся различные учреждения и учебные заведения.

Впечатления

Конфуцианский храм показался мне уютным. Даже несмотря на толпу китайских школьников и отсутствие чего-то необычного. Я уже говорила в других статьях, что для человека, не особо разбирающегося в деталях азиатской архитектуры, все храмы и дворцы будут на «одно лицо». Вроде как «видел один – видел все». Но в каждом месте своя атмосфера, и там, где много туристов, уже нет ощущения старины, запах цветов перебит чужими духами и на каждом шагу попадаются инстаграмщики, подбирающие себе ракурс. Это плохо вяжется с историями о древностях.

Для себя я сделала вывод, что храмы, пагоды и дворцы требуют нескольких факторов, чтобы ими полюбоваться:

  • уединения или хотя бы отсутствия громкой толпы;
  • природы (на территории, а лучше – вокруг, как в Лунцинся);
  • внутренней готовности созерцать;
  • степенности.

Не надо бегать от одного дворца к другому, глядя на часы и беспокоясь! Вы гораздо лучше узнаете Китай за один день умиротворённого созерцания храма, чем за неделю метаний между достопримечательностями. Серьёзно. Это не запад — это восток, а восток, как известно, дело тонкое.

Возвращаясь к храму Конфуция, хочу сказать, что я смогла им полюбоваться. Без спешки, просиживая на лавочках минуты, испытывая удовольствие от «здесь и сейчас». 
Свою лепту в это настроение внесло местное представление. Многие на него не попадают, потому что не читают вывесок. А во дворике возле этой статуи:

…в 16.00 устраивают бесплатный пятнадцатиминутный спектакль. Вы можете занять места вокруг сцены (что мы, например, и сделали) и дождаться начала.

Не думаю, что все эти сценки из жизни храма и академии на самом деле высокопрофессиональны. Но они отыгрываются в нужном месте, поэтому впечатления остаются положительные. Не знаю, что может быть лучше, чем танцы под традиционную музыку, стрекот цикад, аромат можжевельника — и всё в один миг.

Конфуцианский храм и Императорскую Академию рекомендую посещать после Ламаистского монастыря (который расположен неподалёку), чтобы успеть на представление в 16.00.

Примечание. Раздел "Справка" почти полностью заимствован из этого блога.

Фотогалерея

Предыдущая запись:

Ламаистский храм

Следующая запись:

Хутуны
comments powered by HyperComments